**h2. Мотоблоки в 1990-х годах: обзор рынка**
**h3. Общая характеристика рынка**
1990-е годы стали переломным периодом для советской и российской промышленности, в том числе и для сельскохозяйственной техники. С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике предприятия по производству мотоблоков столкнулись с серьезными трудностями: нехваткой сырья, материалов и комплектующих, а также отсутствием платежеспособного спроса. В то же время на рынок стали поступать импортные мотоблоки, которые зачастую превосходили отечественные по качеству и эксплуатационным характеристикам.
Несмотря на эти сложности, в 1990-х годах на территории бывшего СССР по-прежнему производились мотоблоки, хотя их объемы и ассортимент заметно сократились по сравнению с советским периодом. Производство техники сосредоточилось в основном на небольших предприятиях и в частных мастерских. В то же время, благодаря импорту, российский рынок мотоблоков стал более разнообразным и насыщенным.
**h3. Отечественные мотоблоки**
Наиболее распространенными отечественными мотоблоками в 1990-х годах были:
**h4. «Нева»**
Мотоблоки «Нева» производились на Санкт-Петербургском заводе «Красный Октябрь». Это были надежные и неприхотливые машины, пригодные для обработки участков площадью до 100 соток. Они оснащались двигателями мощностью от 4,5 до 6,5 л.с. и имели широкий выбор навесного оборудования, в том числе фрезы, плуги, косилки и т.д.
**h4. «Салют»**
Мотоблоки «Салют» выпускались на Тульском заводе «Авангард». Они отличались более мощными двигателями (от 6 до 8 л.с.) и усиленной конструкцией. «Салюты» были предназначены для обработки участков площадью до 150 соток. К ним также можно было подключать разнообразное навесное оборудование.
**h4. «Ока»**
Мотоблоки «Ока» производились на Серпуховском мотозаводе. Они были компактными и легкими, поэтому подходили для обработки небольших огородов и приусадебных участков. «Оки» оснащались двигателями мощностью 3,6 или 4,2 л.с. и имели ограниченное количество навесного оборудования.
**h3. Импортные мотоблоки**
В 1990-х годах на российский рынок поступили мотоблоки из разных стран мира, в том числе из Европы, Японии и Китая. Наиболее популярными среди них были:
**h4. Honda**
Японские мотоблоки Honda отличались высокой надежностью, мощностью и удобством в эксплуатации. Они оснащались бензиновыми двигателями собственного производства и имели большой выбор фирменного навесного оборудования. Мотоблоки Honda были одними из самых дорогих на рынке, но и самыми престижными.
**h4. Husqvarna**
Шведские мотоблоки Husqvarna также славились качеством и надежностью. Они выпускались с дизельными и бензиновыми двигателями и были приспособлены для работы в сложных условиях. Мотоблоки Husqvarna имели широкий ассортимент навесных орудий и часто применялись в профессиональном сельском хозяйстве.
**h4. Kipor**
Китайские мотоблоки Kipor отличались доступной ценой и неплохим качеством. Они оснащались дизельными двигателями собственного производства и имели достаточно широкий выбор навесного оборудования. Мотоблоки Kipor пользовались популярностью у фермеров и частных владельцев благодаря своей невысокой стоимости и неприхотливости в эксплуатации.
**h2. Классификация мотоблоков по назначению**
Мотоблоки, производившиеся в 1990-х годах, можно классифицировать по их назначению и техническим характеристикам.
**h3. Классификация по назначению**
* **Огородные мотоблоки.** Предназначены для обработки небольших огородов и приусадебных участков площадью до 50 соток. Оснащаются двигателями мощностью до 4 л.с. и имеют ограниченный набор навесного оборудования.
* **Садовые мотоблоки.** Более мощные и универсальные мотоблоки, пригодные для обработки участков площадью до 100 соток. Оснащаются двигателями мощностью от 4 до 6 л.с. и имеют достаточно широкий выбор навесного оборудования.
* **Фермерские мотоблоки.** Наиболее мощные и производительные мотоблоки, предназначенные для обработки больших участков площадью от 100 соток. Оснащаются двигателями мощностью от 6 до 8 л.с. и имеют полный набор навесного оборудования, включая плуги, культиваторы, косилки и т.д.
**h3. Классификация по техническим характеристикам**
* **Мощность двигателя.** Основной показатель, определяющий производительность мотоблока. Измеряется в лошадиных силах (л.с.). Мотоблоки с двигателями мощностью до 4 л.с. подходят для обработки небольших участков, а с двигателями мощностью от 6 л.с. — для обработки больших площадей.
* **Тип двигателя.** Мотоблоки могут оснащаться бензиновыми, дизельными или электрическими двигателями. Бензиновые двигатели более просты в обслуживании и дешевле в эксплуатации, а дизельные — более экономичны и имеют больший ресурс. Электрические двигатели используются редко и только для обработки небольших участков.
* **Трансмиссия.** Существует два основных типа трансмиссии мотоблоков: механическая и гидростатическая. Механическая трансмиссия более проста и надежна, а гидростатическая — более удобна в эксплуатации.
* **Ходовая часть.** Мотоблоки могут оснащаться колесами, гусеницами или полугусеницами. Колесные мотоблоки более маневренны и пригодны для работы на разных типах почвы, а гусеничные — более устойчивы и проходимы.
**h2. Выбор мотоблока**
Выбор мотоблока зависит от многих факторов, в том числе от площади обрабатываемого участка, типа почвы, наличия навесного оборудования и финансовых возможностей. При выборе мотоблока следует обратить внимание на следующие особенности:
* **Мощность двигателя.** Для обработки небольших участков (до 50 соток) достаточно мотоблока с двигателем мощностью 4 л.с., а для обработки больших площадей (более 100 соток) потребуется мотоблок с двигателем мощностью от 6 л.с.
* **Тип двигателя.** Для большинства частных владельцев подойдут мотоблоки с бензиновыми двигателями. Дизельные двигатели более экономичны, но и более дорогие в обслуживании.
* **Трансмиссия.** Механическая трансмиссия более надежна, а гидростатическая — более удобна в эксплуатации.
* **Ходовая часть.** Колесные мотоблоки более маневренны, а гусеничные — более проходимы.
* **Навесное оборудование.** Чем шире выбор навесного оборудования, тем более универсальным будет мотоблок.
* **Стоимость.** Мотоблоки различаются по цене в зависимости от мощности двигателя, типа двигателя, трансмиссии, ходовой части и наличия навесного оборудования.